(Мясников Петр Дмитриевич; 10.08.1810, Вологда - 17.08. 1880, слобода Угреша Московского у. и губ. (ныне г. Дзержинский Московской обл.)), прп. Угрешский (пам. 17 авг.), архим., настоятель Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря. Род. в семье потомственного купца Дмитрия Афанасьевича Мясникова и его супруги Евдокии Петровны (урожд. Суриной). Отец П. Д. Мясникова также был церковным старостой в приходе ц. во имя свт. Николая Чудотворца на Глинках. В возрасте ок. 10 лет Петра отдали на обучение грамоте соседке Пелагее Егоровне, но, прозанимавшись у нее более 2 лет, он по собственному признанию так ничему и не научился, а затем доучивался у своего двоюродного деда, Ф. И. Скулябина.
П. Д. Мясников часто бывал на богослужениях в вологодском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужском монастыре, где познакомился со старцем Григорием Васильевичем, которого регулярно навещал. С 1827 г. Мясников 1-2 раза в год посещал Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова мужской монастырь, испытывая все возрастающий интерес к монашеской жизни, а также читал Библию, «Алфавит Духовный» и др. сочинения, укреплявшие его намерения стать монахом. В 1830 г., во время эпидемии холеры, в Вологду из Семигородной Успенской пуст. была доставлена чудотворная икона Успения Пресв. Богородицы, написанная прп. Дионисием Глушицким. Мясников был в числе богомольцев, посетивших пустынь и принявших участие в крестном ходе с прибывшей иконой. В том же году перед началом Великого поста в Семигородной пуст. состоялось его знакомство с Д. А. Брянчаниновым (впосл. еп. Кавказский и Черноморский Игнатий). В кон. 1830 г. 2 младшие сестры Мясникова поступили в Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь, и отец, не желавший слышать о монашестве, примирился с их выбором. Это событие было предвестием ухода в монастырь и самого Петра. В июне 1832 г. он стал послушником Кириллова Новоезерского монастыря, был определен помощником келаря. 28 янв. 1833 г. Мясников посетил иером. Игнатия (Брянчанинова), назначенного настоятелем Григориева Пельшемского Лопотова в честь Собора Пресвятой Богородицы мужского монастыря, и тот передал ему 2 письма в Оптину пуст.- для иеросхим. Льва (Наголкина) и для иером. Илария (в схиме Илии), бывшего ризничего Александрова Свирского мон-ря.
В нач. июня 1833 г. П. Д. Мясников вернулся в Вологду, чтобы отправиться в паломничество. Он посетил Корнилиев Комельский мон-рь, Троицкий Обнорский мон-рь, Троице-Сергиеву и Киево-Печерскую лавры, Мефодиев Пешношский мон-рь, Глинскую пуст. и мн. др. обители, и в итоге остался на послушании в Оптиной пуст. в качестве келейника иером. Илария. В 1834 г. по рекомендации Игнатия (Брянчанинова) митр. Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) назначил иером. Илария настоятелем Николо-Угрешского мон-ря. Мясников отправился в Угрешскую обитель вместе с ним, в течение 5 лет исполнял послушания келейника настоятеля, трапезного, погребничего, келаря и свечника.
24 авг. 1836 г., в день памяти свт. Петра, митр. Киевского, и день именин П. Д. Мясникова, игум. Иларий постриг его в рясофор, а 26 марта 1838 г., в Лазареву субботу,- в мантию с именем Пимен в честь прп. Пимена Великого. 23 февр. 1839 г. в Троицкой ц. при Шереметевской больнице в Москве Виталий (Щепетев), еп. Дмитровский, вик. Московской епархии, рукоположил П. во иеродиакона. С марта 1839 г. П. исполнял обязанности казначея Николо-Угрешского мон-ря, в т. ч. в 1840-1848 гг. занимался восстановлением Никольского собора, в 1850-1851 гг.- строительством придела к Успенской ц. (освящен во имя прп. Марии Египетской 16 сент. 1851), а затем реставрацией Успенской ц. (1851-1852; освящена 10 авг. 1852). 25 апр. 1840 г. по «собственному благоусмотрению» митр. Филарета П. был рукоположен во иеромонаха, 26 февр. 1844 г. утвержден в должности казначея, а 16 нояб. 1852 г. назначен и. о. настоятеля Угрешской обители, т. к. в этот день игум. Иларий подал прошение о почислении на покой и был освобожден от занимаемой должности. 22 нояб., во время 1-го после назначения визита П. к митр. Филарету, митрополит предложил ввести в мон-ре общежитие, чему противился игум. Иларий. 16 окт. 1853 г. Николо-Угрешский мон-рь был преобразован из штатного в общежительный, а П. возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители.
П. возглавлял Николо-Угрешский мон-рь в течение 28 лет. Он сумел возродить обитель и вернуть ей былую славу. В 1853 г. доходы от хозяйственной деятельности мон-ря составляли 6116 р., в 1875 г.- 54 820 р. П. принял мон-рь, в к-ром подвизалось 22 насельника, к 1875 г. в нем числилось 130 монашествующих и бельцов, а сам мон-рь стал оплотом строгой духовной жизни. Архитектурный ансамбль обители, сложившийся в XVI-XVIII вв., был существенно изменен по инициативе П. Помимо Николаевского собора, придельной ц. во имя прп. Марии Египетской и Успенской ц. возведены больничная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1857-1860, проект А. С. Каминского и М. Д. Быковского; освящена 23 июля 1860) и ц. во имя апостолов Петра и Павла (1859-1860; освящена 15 сент. 1860), к-рая относилась к одноименному скиту, образованному в сев.-зап. части Николо-Угрешского мон-ря после 1856 г. Во время настоятельства П. также было запланировано строительство Преображенского собора (1880-1894): 9 авг. 1880 г., в день празднования 500-летия Николо-Угрешского мон-ря, в присутствии митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) состоялась его торжественная закладка.
24 авг. 1858 г. митр. Филарет (Дроздов) возвел П. в сан архимандрита. В 1867 г. П. подготовил записку «Об исключении из монастырей людей неблагонадежных как о мере предупредительной для сохранения благочестия монастырского», в к-рой изложил общие причины упадка современного ему монашества. В 1869 г. П. назначен благочинным общежительных мон-рей Московской епархии. Он вникал во внутреннее устройство каждой обители, находившейся на его попечении: изучал порядок проводившегося в ней богослужения, состояние ее храмов и устройство хозяйства и трапез, способствовал благоприятным нововведениям. Напр., при содействии П. коломенский Ново-Голутвин Троицкий мон-рь был преобразован из штатного в общежительный.
8 апр. 1866 г. при Николо-Угрешском мон-ре было учреждено народное уч-ще, учебная программа к-рого соответствовала программе приходских уездных уч-щ. 3 июня 1873 г. состоялось открытие нового здания уч-ща, построенного трудами П. и рассчитанного на обучение ок. 200 чел., и освящение ц. в честь Сошествия Св. Духа, расположенной на 1-м этаже уч-ща. Ежегодно ок. 50 учеников находились на полном монастырском обеспечении, т. е. бесплатно обучались, питались и были обеспечены одеждой и обувью, и ок. 70 учеников бесплатно обучались и питались. 15 талантливым ученикам по настоянию П. выплачивали стипендии. Т. о., с 1866 по 1874 г. в уч-ще при Николо-Угрешском мон-ре получили образование 750 чел. На содержание уч-ща с обслуживанием, отоплением, освещением, ремонтом, жалованьем учителям каждый год выделялось 8500 р. серебром.
12 дек. 1871 г. стараниями П. была открыта богадельня в с. Остров, недалеко от Николо-Угрешского монастыря. В этот же день митр. Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) освятил при богадельне ц. во имя свт. Петра Московского и свт. Иннокентия (Кульчицкого), еп. Иркутского и Нерчинского. Островская богадельня была рассчитана на 90 семей (более 250 чел.), в 1875 г. построен дополнительный корпус на 30 семей; итого, по подсчетам П., в ней содержалось ок. 300 чел. взрослых и детей. В богадельню принимали бедных вдов, сирот, немощных и престарелых священников из белого духовенства, призреваемые находились на полном монастырском обеспечении. Также при Николо-Угрешском мон-ре в период настоятельства П. за пределами мон-ря построены летняя и зимняя гостиницы для приезжих богомольцев и гостиный двор. В монастырской аптеке ежегодно бесплатно получали лекарства и консультации до 5,6 тыс. чел.
В 1877 г. в Николо-Угрешском монастыре был учрежден временный госпиталь для раненых воинов. С началом русско-тур. войны (1877-1878) П., посетив все необходимые организации и ведомства, составил смету расходов на подготовку помещений и приобретение всего необходимого для содержания 50 раненых в течение года. При этом были куплены лучшие инструменты для операций, лекарства и оборудование. П. отправил 10 монахов в Москву учиться на фельдшерском отд-нии Военного госпиталя и в Новой Екатерининской больнице. Судя по обращениям Об-ва попечения о раненых и больных воинах, в монастырском госпитале находились не только рус. солдаты, но и болгары, и пленные турки. 31 дек. 1879 г. П. награжден знаком Красного Креста за попечение о раненых и больных воинах.
В нояб. 1878 г. П. был назначен председателем комиссии по восстановлению упраздненного московского в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи ставропигиального женского монастыря. 4 окт. 1879 г. П. освятил в Иоанно-Предтеченском монастыре малую больничную ц. во имя прп. Елисаветы, Константинопольской чудотворицы, а 19 окт. состоялось освящение главного храма и открытие обители. П. совершил крестный ход вокруг мон-ря, затем сослужил митр. Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову). Игуменией мон-ря была назначена Рафаила (Ровинская) - кандидатура, предложенная П.
П. был очень требователен к себе, взыскателен по отношению к братии, но при этом всегда был готов помочь, утешить, наградить. Он выделял значительные суммы иеромонахам для путешествия на богомолье или на родину, платил подати или оброк за послушников, никому не отказывал в милостыне. Строго следуя принятым обетам, «для себя он не был ни корыстолюбив, ни стяжателен, ни вещелюбив. Имея в руках десятки и сотни тысяч, он не сберег собственно для себя ни одного рубля и все, что было у него денег, велел записать монастырскими. Но... нельзя сказать, чтобы он был вовсе чужд стяжательности для обители. Напротив того, он постоянно помышлял о том и прилагал все свое старание, чтобы увеличить и упрочить вещественное благосостояние Угреши, и радовался, когда делалось что-нибудь для обители, и скорбел, если желаемое им не осуществлялось или было замедляемо» (Архим. Пимен: Биогр. очерк. 1998. С. 109). Но при своей преданности интересам монастыря он всегда действовал с большой осторожностью, не желая подавать повод для невыгодного отзыва о монахах, и с осмотрительностью принимал помощь благотворителей. П. с усердием относился к церковному богослужению, строго придерживался церковного устава и не разрешал никаких отступлений в часах богослужения, к-рые никогда не изменялись. Он всегда приходил к утрене, начинавшейся в 3 ч. по будним дням, а в воскресные и в праздничные дни - на час или полчаса раньше, но не оставался на раннюю обедню, а приходил к поздней.
К П. с уважением относились митрополиты Московские Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов) и Макарий (Булгаков), при к-рых он возглавлял обитель. Наиболее близко и доверительно он общался с еп. Леонидом (Краснопевковым; впосл. архиепископ), в 1867-1868 гг. временно управлявшим Московской епархией, был его другом с момента знакомства осенью 1854 г. и до смерти епископа в 1876 г.
П. награжден орденами св. Анны 2-й степени (20 апр. 1866), св. Владимира 4-й степени (20 дек. 1873), св. Владимира 3-й степени (6 мая 1876).
На протяжении мн. лет П. страдал от болезни почек. В окт. 1873 г., после 2 операций, его самочувствие резко ухудшилось, неск. дней он был при смерти, после чего поправился и в дальнейшем относился к своему выздоровлению как к чуду по милости Божией. Повторная серия операций была успешно проведена с 28 нояб. 1875 по 5 марта 1876 г. В нач. 1880 г. вновь произошло обострение, 2 февр. П. причастился перед операцией и затем на протяжении всего времени болезни причащался каждую неделю.
П. скончался в ночь на 17 авг., был похоронен на братском кладбище в деревянной часовне, построенной в 1868 г. Его почитание началось вскоре после смерти - в часовню приходило множество паломников - и возобновилось в 1990 г., после открытия Николо-Угрешского мон-ря. Причислен к лику святых Московской епархии 28 мая 2000 г., в день освящения возрожденного Преображенского собора. 22 сент. 2002 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) освятил в Николо-Угрешском мон-ре на месте бывш. кладбища, рядом с часовней, ц. во имя прп. Пимена Угрешского. 6 окт. 2004 г. определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви установлено его общецерковное почитание. Мощи П. покоятся в Преображенском соборе Николо-Угрешского мон-ря.
В жизнеописании П. указывается, что он был «весьма привлекательной наружности», «небольшого роста, крепкого телосложения, но не слишком плотный», неизменно отмечается внимательный взгляд его живых, проницательных глаз, «которые всё видели, всё замечали». В молодости «он казался на вид несравненно моложе», «с темными широкими бровями и густыми, как шелк, темно-каштановыми волосами» ([Благово]. 1998. С. 34).
Известны 2 фотографии П., к-рые относятся к последнему 10-летию его жизни (многократно воспроизводились в посвященных П. изданиях, напр.: Восп. архим. Пимена. 2004. С. 6, 12. Обл.; Прп. Пимен Угрешский. 2004. С. 2). На одной из них, исполненной в 1876-1877 гг. (опубл. в кн.: Восп. архим. Пимена. 1877), П. запечатлен поколенно, сидящим почти фронтально; в левой руке, лежащей на небольшом возвышении, скрытом широким рукавом рясы, он держит четки, правая рука покоится на колене. На голове - клобук, на груди - наперсный крест с украшениями (очевидно, подарок благотворителя П. М. Александрова при возведении П. в сан архимандрита в 1858), наградной крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. и 2 орденских знака на лентах (св. Анны 2-й степени с имп. короной (1866) и равноап. Владимира 3-й степени (1876)). У старца крупные черты лица; глаза глубоко посаженные светлые, взгляд направлен перед собой. На др. фотографии 70-х гг. XIX в. из фотоальбома 1894 г. (Дзержинский краеведческий музей, Николо-Угрешская правосл. ДС; см.: Святая Угреша. 2005. С. 101; Иоанн (Рубин). 2013. С. 62) П. представлен в небольшом повороте вправо, локтем левой руки он опирается на стоящий справа малый стол (или аналой) с лежащими на нем раскрытой книгой и колокольчиком. Правая рука святого касается страницы книги, с кисти левой руки, поддерживающей склоненную вправо голову, свисает длинная нить четок. На П.- ряса, надетая поверх подрясника, на голове - скуфья; на груди - наперсный крест с украшениями. На фотоснимках П.- благообразный старец с длинными усами, округлой седой бородой средней величины и спускающимися ниже по ее сторонам 2 длинными прядями густых волнистых волос.
При жизни преподобного была выполнена гравюра с изображением приема раненых солдат братией мон-ря (П.- в центре композиции, с крестом в руке) 25 июля 1877 г., во время русско-турецкой войны (1877, Э. К. Даммюллер с наброска корреспондента «Иллюстрированной хроники» С. Грибкова по рис. К. О. Брожа; см.: Иллюстрированная хроника войны. СПб., 1877. Т. 1. № 35. С. 273; аналогичная композиция - на литографии московской мастерской А. Абрамова, РГБ; воспроизведение хранится в Дзержинском краеведческом музее; см.: Святая Угреша. 2005. С. 106-107).
На основе фотопортретов к прославлению П. в лике местночтимых святых (2000) были созданы первые поясные и ростовые иконы, на к-рых мастера точно воспроизвели особенности внешности старца. Три из них были написаны по заказу мон-ря между 1998 и 2000 г. На 2 иконах (представлены на заседание Синодальной комиссии по канонизации святых) П. изображен по пояс вполоборота вправо, правая рука - в именословном благословении, в левой - игуменский жезл (навершие в виде посоха), на груди - наперсный крест с украшениями (напоминает запечатленный на фотографиях); справа прядь длинных седых волос с характерным завитком на конце. Иконы различаются облачением П. На одной он изображен в декорированных орнаментами красных пасхальных фелони и митре (с «эмалевыми» образами Спасителя и Божией Матери) (иконописцы В. П. и Л. Н. Митрофановы, Музей-ризница Николо-Угрешского мон-ря, находится в ц. Успения Пресв. Богородицы). На др. иконе - в монашеском одеянии (коричневая мантия, ряса), на голове - клобук (1999, иконописец Л. Н. Митрофанова, Музей-ризница Николо-Угрешского мон-ря, находится в ц. во имя Пимена Угрешского; см.: Летопись. 2009. С. 301. Ил. 455). Этот образ воплощен в рельефе, украсившем монастырский 19-тонный колокол, к-рый был изготовлен из меди в 2004 г. на Балтийском заводе С.-Петербурга по специально разработанной технологии литья колоколов с отливкой икон, орнамента и надписей (Там же. С. 334-336, 345. Ил. 513-519, 549-551; Иоанн (Рубин). 2015. С. 122-123. Рис. 65). Колокол находится над ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в 1-м ярусе звона колокольни Николо-Угрешского мон-ря.
Другие варианты поясного изображения П. (представлен почти прямолично, в монашеской одежде, в руке - тонкий жезл) находятся в Никольском соборе Николо-Угрешского монастыря в местном ряду иконостаса (2006, иконописец С. Образ, Музей-ризница Николо-Угрешского мон-ря), а также, напр., в соборе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи московского Иоанно-Предтеченского жен. мон-ря (с мощевиком; 2006, иконописец М. В. Проскурова), в частном собрании (до 2013, иконописец М. И. Морозова). В 2000 г. создан подобный образ, на котором П. в левой руке держит развернутый вверх свиток с текстом из Послания ап. Павла (Кол 3. 17) (иконописец С. А. Мелкозёров, Музей-ризница Николо-Угрешского мон-ря; см.: Летопись. 2009. С. 342. Ил. 540; этот образ был на прославлении П. в 2000). В 2012 г. тем же автором этот извод был взят за основу для написания иконы с полукруглым завершением, установленной 2-й слева от царских врат в местном ряду одноярусного иконостаса ц. в честь Собора Угрешских святых (нижний храм Никольского собора). На мн. иконах под мантией преподобного изображена схима. В надписях П. именуется Угрешским.
Первый ростовой образ П. создан по заказу мон-ря в 2000 г. (по первоначальному замыслу - в качестве выносной иконы в день памяти П., иконописец Мелкозёров, Музей-ризница Николо-Угрешского мон-ря; см.: Там же. С. 384. Ил. 616 (фрагм.)). П. представлен фронтально, стоящим, с немного выдвинутой вперед ногой, правой рукой он благословляет, левой, опущенной рукой сжимает свиток с красными перевязями. П. в светлой рясе с поясом и в схиме, поверх к-рых надета коричневая мантия, на груди - большой наперсный крест с украшениями, на голове - черный клобук. Впосл. образ был в точности повторен тем же иконописцем для интерьера 1-го храма, освященного во имя П. в 2002 г. Существует вариант данного извода - вместо свитка в руке у П. жезл (иконописец Мелкозёров; икона помещена 2-й справа от царских врат в мраморном одноярусном иконостасе монастырской ц. во имя П.). Ростовой образ П. (2002, Мелкозёров) в окладе помещен также на крышке раки с его св. мощами (2003, мастер С. В. Хрисанов). Редкая по иконографии, значительная по размерам икона (2008, иконописец Л. Ф. Корец) находится в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря (сев. грань юго-зап. столпа): П. в богослужебном облачении (декорированная орнаментами фелонь, подризник, епитрахиль, палица, наперсный крест, на голове - митра), стоит с разведенными в стороны руками (правой двуперстно благословляет, в левой - Евангелие на плате).
Написанные для Николо-Угрешского мон-ря единоличные иконы преподобного стали образцами для последующих повторений (частные и церковные собрания), в т. ч. созданных в иконописной мастерской МДА. Иконы П. находятся также в Пензенской епархии, в частности в храмах во имя П. в Пензе (при Свято-Елизаветинском духовно-попечительском центре), в с. Алферьевка (Пензенский р-н), в Рязани (на территории перинатального центра) и др.
В 2003 г. для украшения внутреннего пространства сени над ракой со св. мощами П. (в сев.-вост. части Преображенского собора) был написан новый по иконографии, программный образ преподобного с видом мон-ря (иконописцы Митрофановы, Музей-ризница Николо-Угрешского мон-ря; см.: Святая Угреша. 2005. С. 185, 256-257), продолжающий многовековую традицию изображений святого на фоне архитектурного ансамбля обители, с к-рой связаны подвиг его земной жизни и небесное покровительство после кончины. Эта икона является одной из самых крупных по размерам из существующих в наст. время. П. показан на золотом фоне в молении перед местночтимым образом Божией Матери «Взыграние» (Угрешская) в облачном сегменте. При создании отличающейся достоверностью панорамы обители, расположенной в нижней части композиции, были использованы литографии 2-й пол. XIX в. с видами Николо-Угрешского мон-ря с северной (1868 и 1873, РГБ) и северо-западной (1896, РГБ) сторон; за изображением мон-ря - голубая лента Москвы-реки и холмы противоположного берега с узнаваемым силуэтом Преображенской ц. в с. Остров. П. представлен слева на переднем плане, перед св. воротами мон-ря, вполоборота вправо, облачен в светлую зеленоватую рясу и коричневую мантию, его голова не покрыта, наперсный крест закрывает приподнятая в молитве рука.
В коленопреклоненном молении П. представлен на иконе «Спас Смоленский, с преподобными Сергием Радонежским и Пименом Угрешским», написанной в 2006 г. для Никольского собора обители (иконописец О. П. Митко, Музей-ризница Николо-Угрешского мон-ря, находится в напольном киоте, приставленном к зап. грани юго-зап. столба собора). Иконография восходит к среднику образа «Спас Смоленский, с притчами в клеймах» из Благовещенского собора Московского Кремля (50-60-е гг. XVI в., ГММК). П. (без клобука) изображен припадающим справа к стопам Иисуса Христа (на древней иконе - прп. Варлаам Хутынский).
Первая житийная икона П. выполнена по заказу наместника Николо-Угрешского мон-ря игум. Варфоломея (Петрова) иконописцем К. К. Губрием (2013, Николо-Угрешский мон-рь; см.: Николо-Угрешский вестник. 2014. Обл.). При создании иконы художник ориентировался на житийные образцы древнерус. живописи рубежа XV и XVI вв. Иконографическая программа житийного цикла разрабатывалась наместником совместно с братией обители, сотрудниками Музея-ризницы Николо-Угрешского мон-ря и автором иконы. В среднике на золотом фоне размещено поясное изображение П. в монашеской мантии и клобуке, с жезлом в левой руке (образцом послужила икона письма Морозовой). Вокруг центрального образа - 16 клейм с сюжетами Жития преподобного: рождение П.; крещение П. в ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде; беседа свт. Игнатия (Брянчанинова) с П.; послушание у иером. Илария в Оптиной пуст.; монашеский постриг П. в Николо-Угрешском монастыре; рукоположение П. в сан пресвитера; жертва благодетелей П. М. и М. Г. Александровых на восстановление мон-ря; поставление П. во игумена свт. Филаретом, митр. Московским; восстановление Николо-Угрешского мон-ря; открытие народного уч-ща при Николо-Угрешском мон-ре; П.- благочинный муж. и жен. общежительных мон-рей Московской епархии; учреждение богадельни в с. Остров по благословению свт. Иннокентия, митр. Московского; открытие госпиталя в Николо-Угрешском мон-ре для раненных в русско-тур. войне; благословение братии мон-ря перед кончиной; погребение П.; чудеса от св. мощей П.
Вторая икона, в стиле визант. иконописи XIV в., создана также по заказу игум. Варфоломея (Петрова) в Сергиевом Посаде (2014-2016, иконописец Е. В. Шарова под рук. А. Н. Солдатова, Центр храмового искусства им. прп. Андрея Рублёва), находится в Никольском соборе Николо-Угрешского мон-ря в напольном киоте у вост. грани юго-вост. столпа. На ней П. предстает как «един от древних». Он изображен в рост, в светлой рясе, недлинной схиме, мантии, без головного убора, пальцы правой руки отведены в сторону в «пророческом перстосложении», в левой - развернутый свиток (надпись, как и на др. иконах: Кол 3. 17). Вокруг средника расположены 12 клейм с сюжетами Жития святого: рождение П.; свт. Игнатий (Брянчанинов) вручает П. письма в Оптину пуст. (текст в раскрытой книге: «покаемс измѣнимъ жизнь грѣховную…»); монашеский постриг П.; рукоположение П. во диакона; рукоположение П. во пресвитера; П. наставляет братию Николо-Угрешского мон-ря в общежительном житии; П. «вразуми и бысть же Павлу (благотворителю обители, купцу Александрову.- Авт.) видение о устроении общежития в обители Угрешской»; П. на фоне воссозданного Николо-Угрешского мон-ря (текст на свитке: Гал 6. 2); основание народного уч-ща; свт. Филарет, митр. Московский, является в сонном видении П. во время болезни и причащает его; поставление П. благочинным над общежительными монастырями Московской епархии (текст на свитке: «Внимаите себѣ братïе всехъ молю…»); преставление П. В клеймах, относящихся ко времени пребывания П. в Николо-Угрешской обители, он представлен средовеком с небольшой бородой и не очень длинными прядями волос, он в том же облачении, как и в среднике, голова не покрыта.
Образ П. входит в многофигурную композицию «Собор Угрешских святых». Первая икона такой иконографии, включающая 12 святых (вверху - образ свт. Николая Чудотворца), была написана в 2006 г. для Преображенского собора Николо-Угрешского мон-ря (иконописцы Митрофановы, Музей-ризница Николо-Угрешского мон-ря; находится в напольном киоте у юж. грани юго-зап. столба собора). После установления офиц. дня празднования Собору Угрешских святых и освящения в честь него нижнего храма Никольского собора композиция была видоизменена и объединила фигуры 11 святых (написаны на фоне Преображенского собора): икона 2012 г. с полукруглым завершением (2-я справа от царских врат в местном ряду иконостаса ц. в честь Собора Угрешских святых, иконописец Мелкозёров) и аналойный образ 2013 г. в том же храме. В обоих произведениях П. представлен в рост в центре нижнего ряда святых (2-й справа на 1-м образе и 3-й справа в 2 последующих; напротив - свт. Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея России), П. обращен влево, обеими руками держит перед грудью небольшую модель белокаменного одноглавого храма - образ 1-й церкви, освященной во имя П. 22 сент. 2002 г. в Николо-Угрешском монастыре (построена по образцу ц. Покрова на Нерли).
Образ П. в монументальной живописи встречается преимущественно в храмах Николо-Угрешского мон-ря. В Преображенском соборе, расписанном в 2008-2010 гг. мастерами под рук. А. В. Куркова, П. изображен стоящим на клубящихся облаках в среднем ярусе, на зап. грани сев.-вост. столба (образ П. выполнили Курков, Н. Л. Борисова в 2010). В ц. во имя мч. Виктора Дамасского в Котельниках Московской обл. (приписана к мон-рю) П. представлен в рост на зап. стене, слева от входа (2014-2015, бригада мастеров под рук. А. М. Смирнова-Воскресенского, при участии Д. А. Царегородцева). В росписи нижнего храма Никольского собора (2010-2011, бригада Куркова) поясной образ благословляющего П. (мастер А. Н. Левин) заключен в килевидную раму на зап. арке основного объема храма (на святом поверх мантии надета епитрахиль). Образ П. включен в состав святых на сев. стене в совр. стенописи ц. в честь Воздвижения Креста Крестовоздвиженского Иерусалимского жен. мон-ря в дер. Лукино (городской окр. Домодедово Московской обл.). В алтаре юж. придела Казанской иконы Божией Матери в соборе Иоанно-Предтеченского мон-ря Москвы над горним местом находится уникальный витраж (2011, мастер А. Л. Удальцова по проекту Д. П. Журавлёва): свт. Филарет, митр. Московский, и П. (справа, в традиц. облачении) поддерживают Казанскую икону Божией Матери на фоне собора Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В 50-70-х гг. XIX в. эти святые послужили возрождению монашеской жизни в обители, упраздненной после пожара и разграбления в 1812 г.; восстановление собора мон-ря в нач. XXI в. началось с Казанского придела.
Существует проект памятника П. (2011, скульптор В. Н. Селиванов), к-рый предполагается установить возле Николо-Угрешского мон-ря; в связи с этим проектом выполнен скульптурный бюст преподобного.